Поход проходил летом 2004 года. Маршрут включал буквально все - поездку на Соловки, сплав по Паньгоме и несколько дней на Белом море. Доехали мы до Кеми, там оставили вещи в камере хранения и на катере (из Рабочеостровска) отправились на Соловки.
Монастырь производит сильное впечатление - издалека кажется, что он вырастает прямо из моря. Вблизи монастырь оказался еще более внушительным. Его стены выложены из неотесанных валунов, скрепленных известковым раствором. Пространство между ними заполнено небольшими булыжниками и кирпичами. Кое-где стены поросли мхом и растениями. В монастырь можно пройти совершенно свободно. Во внутренние помещения можно пройти только с экскурсией или групповодом. Мы решили, что лучше походить с групповодом, получше все рассмотреть. Нас провели по всем внутренним помещениям монастыря, немного рассказали об их назначении. Больше всего запомнилась мельница. Она в настоящий момент действует естественно, зерно на ней уже не молят, но механизм работает. Разумеется, нельзя обойти и каменные мешки - небольшие помещения площадью примерно 8 м. Вдоволь нагулявшись по монастырю и налазившись по стенам, мы решили посмотреть лабиринты. Они расположены в 10 минутах ходьбы от монастыря на берегу моря. Они выложены на земле из камней, так что заблудиться в них проблематично, но походить интересно. Этим же вечером вернулись в Кемь, откуда на пазике доехали до реки и на следующий день отправились в путь.
Река Паньгома относится к третьей категории сложности с элементами 4-й и 5-й. В этом году нам не совсем повезло - воды в реке было мало. Из-за чего обнажились мели, шиверы (каменная мель с перепадом высоты, вследствие чего идет быстрое течение). Они встречались практически за каждым поворотом, поэтому я сразу расскажу о них, и в дальнейшем не буду останавливаться на их перечислении. Тактика прохождения была отработана: видим шиверу, смотрим куда идет основная струя воды и идем по ней так, что бы не налететь на обливники, как правило далеко продвинуться не удавалось и лодка садилась на камень. Если не получалось быстро спихнуться с камня приходилось выскакивать из лодки (за счет этого она становиться легче и сидит не так глубоко) и какое-то время идти рядом с ней, пока не станет достаточно глубоко. После этого снова ищется основной слив, и все начинается с начала. Прохождение шивер - достаточно утомительное занятие, особенно если учесть, что они встречаются за каждым поворотом и некоторые тянутся по 500 м и более. Еще одна опасность заключается в том, что на сильном потоке воды лодку может развернуть. Если разворачивает кормой вперед - это пол беды, более опасно, если лодку разворачивает лагом (боком), тогда ее может перевернуть. Не все пороги, встретившиеся нам, проходимы для байдарок, да и вода стояла низко, так что часть порогов пришлось обносить.
Несколько дней мы простояли на Рог озере. Это очень красивое, живописное озеро. Река не задолго до него и некоторое время после покрыта лилиями. Лилии совсем маленькие, самая большая - 5-7 см. в диаметре. Само озеро достаточно мелкое с песчаными пляжами. На стоянке, где мы остановились, была баня, и мы решили там попариться. Подобных бань много на стоянках в Карелии. Она делается следующим образом: складывается из камней печь (каменка), над ней делается каркас из жердей (он может быть разного размера, в зависимости от количества человек, на которое рассчитана баня). Потом в течение нескольких часов каменка постоянно топится, пока камни не раскаляться. После этого надо дождаться пока остынут угли, как правило, это происходит достаточно быстро, и замотать каркас полиэтиленом со всех сторон. И вот баня готова. После нее очень приятно окунуться в озере!
Через несколько дней после Рог озера мы подошли к Матвей порогу. Этот порог относится к пятой категории сложности (для байдарок - высшая). Он состоит из нескольких ступеней, причем сливы очень узкие и расположены не друг под другом, так что, пройдя одну ступень, надо успеть развернуться и попасть в следующий слив. Пришлось на верхней ступени ставить сигнальщика - человека, который подсказывает, с какой стороны од камней идти. Под его чутким руководством мы достаточно благополучно слились с первой ступени порога, но впереди было еще 2, и там он уже не мог нам помочь. К счастью, их мы тоже прошли без приключений.
Через несколько дней пути и несчитанное количество шивер и небольших порогов, мы подошли к морю, впереди было последнее препятствие - морской порог (четвертая категория). Благополучно пройдя его, длиннющую шиверу, а так же с десяток сетей, расставленных местными жителями, мы наконец-то оказались в Белом море. В этот день далеко по морю мы не пошли, встали на одном из островов. Наверно мало кто задумывается над основной проблемой, встающей перед путешествующими по морю - отсутствием пресной воды. Ее приходилось брать из реки и возить с собой в прластиковых бутылках.
Белое море в полной мере дало нам возможность оценить его суровую красоту - скалистые берега, поросшие соснами, низкое, затянутое тучами, небо, пронизывающий ветер… К середине дня погода разгулялась, выглянуло солнышко. Естественно, все полезли купаться, нельзя же побывать на море и не окунуться! А ближе к вечеру, когда наступил штиль, мы отправились дальше по морю (естественно, предварительно запасшись водой). Не посередине открытого моря, разумеется. Суда у нас не очень большие, не морской класс, так что идти пришлось только на небольшом удалении от берега.
Когда мы проходили в небольшом проливе между островами, можно было увидеть дно. Не раз нам встречались небольшие группы морских звезд. Некоторые из них состояли из нескольких десятков звезд разных размеров, самые маленькие были размером примерно в 5-7 см. А ближе к поверхности воды (иногда и на поверхности) плавали медузы. Потрясающее ощущение, когда идешь на байдарке через "стаю" медуз, стараясь не задеть их веслом, а внизу, на дне - морские звезды!
Как только выходишь в Белое море сразу сталкиваешься с ламинарией (морской капустой), в отлив весь берег просто желтеет (за счет желтоватых "воздушных мешочков", позволяющих водоросли держаться ближе к поверхности воды). Кстати, с приливами и отливами связана достаточно забавная история. Когда мы собирались в путь, один экипаж погрузился быстрее остальных, и пока остальные собирались и таскали вещи, они сидели и ждали. В итоге, когда надо было отчаливать, оказалось, что их лодка стоит на некотором расстоянии от кромки воды! Пришлось спихивать их лодку совместными усилиями.
Так мы потихоньку дошли до небольшой речки, поднялись по ней примерно за 1,5 км до станции Кузема. Перетащили вещи и уже из Куземы поехали в Москву.